Вопросы теоретического (письменного) тура заключительного этапа олимпиады 2019-2020 года

Геологический поток (ответить нужно на 4 вопроса из 10 на выбор участника):

Вопросы для 1-5 классов

  1. Как можно изучать Землю из космоса?
  2. В 2020 году празднуется 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Какая роль геологов во время войны?
  3. Что такое облицовочные камни? Приведите их примеры.
  4. Какими способами добывают полезные ископаемые и как их затем перерабатывают? Приведите примеры.
  5. Что такое нефть? Как она образуется?
  6. Зачем нужны геологи при строительстве зданий?
  7. Почему кристаллы бывают разной формы? (Вопрос от Минералогического музея имени А.Е.Ферсмана)
  8. Зачем геологи изучают континент Антарктиду?
  9. Вы нашли образец минерала. Как определить при каких условиях он образовался? (Вопрос от магазина камней <Камневеды>)
  10. Что интересного для геолога Вы смогли бы увидеть в иллюминатор подводной лодки?

Вопросы для 6-7 классов

  1. Что такое дистанционные методы изучения Земли? Что с помощью них можно узнать?
  2. В 2020 году празднуется 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Какова роль геологов во время войны?
  3. Какие породы используются как облицовочные? Какими характеристиками они должны обладать?
  4. Какой путь проходят металлические полезные ископаемые от недр земли до изготовления готового продукта? Опишите различные стадии и приведите примеры.
  5. При каких условиях образуются месторождения нефти и газа?
  6. Какую геологическую информацию о территории нужно знать при строительстве зданий и для чего?
  7. Как структура минерала влияет на облик кристалла, на его габитус? Назовите примеры. (Вопрос от Минералогического музея имени А.Е.Ферсмана)
  8. Зачем геологи изучают континент Антарктиду?
  9. Вы нашли образец минерала. Как определить при каких условиях он образовался? (Вопрос от магазина камней <Камневеды>)
  10. Какие интересные геологические объекты и явления Вы смогли бы увидеть в иллюминатор подводной лодки?

Вопросы для 8-9 классов

  1. Что такое дистанционные методы изучения Земли? Что с помощью них можно узнать?
  2. В 2020 году празднуется 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Какова роль геологов во время войны и почему?
  3. Какие породы используются как облицовочные? Какими характеристиками они должны обладать? Приведите примеры.
  4. Какие способы обогащения руды используются на горно-обогатительных комбинатах? Приведите примеры полезных ископаемых, обогащаемых разными способами. В каких геологических процессах обогащение руд происходит естественным образом?
  5. Какие особенности геологического строения земной коры необходимы для формирования месторождений нефти и газа?
  6. Какие геологические работы проводятся при строительстве? Как они зависят от района проведения работ?
  7. Как структура минерала влияет на облик кристалла, на его габитус? Назовите примеры. В каких случаях форма кристалла не соответствует его структуре? (Вопрос от Минералогического музея имени А.Е.Ферсмана)
  8. Геологи пробурили скважину в Антарктиде и изучили керн. Какую информацию они могут получить?
  9. Вы нашли образец минерала. Как определить при каких условиях он образовался? (Вопрос от магазина камней <Камневеды>)
  10. 150 лет назад Жюль Верн написал роман <20 тысяч лье под водой>. Представьте себя на подводной лодке <Наутилус>. Какие геологические объекты и явления Вы бы посмотрели в разных частях океана?

Вопросы для 10-11 классов

  1. Что такое дистанционные методы изучения Земли? Что с помощью них можно узнать? Каковы их преимущества и недостатки? Приведите примеры.
  2. В 2020 году празднуется 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Какова роль геологов во время войны и почему?
  3. Какие породы используются как облицовочные? Какими характеристиками они должны обладать? Приведите примеры известных сооружений и пород, используемых в их облицовке.
  4. Какие способы обогащения руды используются на горно-обогатительных комбинатах? Приведите примеры полезных ископаемых, обогащаемых разными способами. В каких геологических процессах обогащение руд происходит естественным образом?
  5. Какие особенности геологического строения земной коры необходимы для формирования месторождений нефти и газа?
  6. Какие геологические работы проводятся при строительстве? Как они зависят от района проведения работ?
  7. Как структура минерала влияет на облик кристалла, на его габитус? Назовите примеры. В каких случаях форма кристалла не соответствует его структуре? (Вопрос от Минералогического музея имени А.Е.Ферсмана)
  8. Геологи пробурили скважину в Антарктиде и изучили керн. Какую информацию они могут получить?
  9. Вы нашли образец минерала. Как определить при каких условиях он образовался? (Вопрос от магазина камней <Камневеды>)
  10. 150 лет назад Жюль Верн написал роман <20 тысяч лье под водой>. Представьте себя на подводной лодке <Наутилус>. Какие геологические объекты и явления Вы бы посмотрели в разных частях океана?

Палеонтологический поток (ответить нужно на все вопросы):

Вопросы для 1-5 классов

  1. Какие предки современного человека вам известны? Постарайтесь перечислить их от самых древних к самым современным. Укажите их особенности и места обитания.
  2. К палеонтологическим находкам должны обязательно прилагаться этикетки. Какая информация должна быть в этой этикетке? Почему она важна?
  3. Расскажите о каменноугольном периоде. Почему он так называется? Какие особенности были присущи биосфере того времени? Какие наиболее характерные представители фауны и флоры вам известны?
  4. Наиболее часто встречающимися ископаемыми позвоночных животных являются зубы? Почему так происходит?
  5. Представьте, что вам поручили собрать коллекцию юрских ископаемых России. Какие ископаемые вы в нее поместите? Где вы планируете их собрать?

Вопросы для 6-7 классов

  1. Назовите группы организмов, являющихся объектом исследований микропалеонтологии. Расскажите о целях, методах и результатах микропалеонтологических исследований.
  2. Какие приспособления к холодному климату нам известны у мамонтов, и какие мы можем предполагать?
  3. Две основных группы современных хищных млекопитающих - псовые и кошачьи существенно отличаются по эволюционной истории и внешним признакам. На чем основываются эти различия?
  4. Как известно, Tyrannosaurus rex заметно отличался от не менее крупных хищников из кархарадонтозаврид. Опишите, в чем выражается эта разница, и чем она может быть объяснена.
  5. Какие на ваш взгляд криптозоологические виды наиболее реальны (имеются ввиду реальные животные, известные палеонтологии)? Объясните ваше мнение.

Вопросы для 8-9 классов

  1. В большинстве случаев, в высшем размерном классе наземных животных хищники заметно мельче их жертв, и только в верхнем палеозое хищники были сравнимы по размерам (а иногда и больше) с их жертвами. Какие объяснения этому факту вы может привести?
  2. Насколько реально продолжительное сосуществование разных видов человека?
  3. Одно из самых значимых вымираний в истории биосферы - ордовикско-силурийское. Опишите это событие и его последствия.
  4. Какие внеземные события могут оказывать влияние на биосферу Земли?
  5. Сейчас много разговоров ведется о <воскрешении тех или иных вымерших животных>. Если мы представим, что это возможно, необходимо ли это делать? Если да, то каких именно?

Вопросы для 10-11 классов

  1. Что обозначает в палеонтологии <эффект бутылочного горлышка>? Приведите конкретные примеры.
  2. Тероморфная и завроморфная ветви рептилий. Дайте характеристику и опишите характер совместной эволюции этих групп.
  3. Известно, что самые простые экосистемы могут содержать только две составляющих - продуцентов и редуцентов. Какова же тогда глобальная роль консументов? Как это соотносится с общей эволюцией биосферы?
  4. Чем отличаются <параллелизм> и <конвергенция>? Дайте развернутое объяснение с примерами.
  5. В чем анатомический и эволюционный смысл <освобождения> пояса передних конечностей у первых земноводных (Tiktaalik)?

<-- На главную