Вопросы теоретического (письменного) тура заключительного этапа олимпиады 2017-2018 года

Геологический поток (ответить нужно на 4 вопроса из 10 на выбор участника)

Вопросы для 1-5 классов

1. Какие Вы знаете формы кристаллов и их сростков? Приведите примеры. (вопрос от Минералогического музея имени А.Е.Ферсмана)
2. Какие полезные ископаемые добывают в реках?
3. Как расположение континентов менялось в геологическом прошлом Земли?
4. Что можно увидеть на геологической карте?
5. Что изучают геологи в океанах?
6. Откуда палеонтологи узнают, как выглядели древние животные?
7. Какие горючие полезные ископаемые Вы знаете? Как они образуются?
8. Находясь в походе, откуда Вы будете набирать воду для питья и почему? Какие источники воды Вы не станете использовать?
9. Для чего геологи бурят скважины?
10. Назовите 5 уникальных геологических объектов - чудес света. Почему Вы их выбрали?

Вопросы для 6-7 классов

1. Какие Вы знаете формы выделения минералов? Почему один и тот же минерал образует разные формы выделения? Приведите примеры. (вопрос от Минералогического музея имени А.Е.Ферсмана)
2. Какие полезные ископаемые связаны с осадочным чехлом платформ? Приведите примеры их месторождений в России.
3. Сейчас на Земле шесть больших континентов, но так было не всегда. Как в прошлом располагались континенты на Земле и почему?
4. Для чего геологи составляют геологические карты? Как они это делают?
5. Мировой океан изучен на 4-5%. Что геологам ещё предстоит узнать?
6. Каким образом ученые получают информацию о внешнем виде давно вымерших животных и растений? Какие условия необходимы для того, чтобы останки живого организма сохранялись миллионы лет?
7. Какие горючие полезные ископаемые Вы знаете? В результате каких геологических процессов они образуются?
8. Из каких природных источников Вы будете использовать воду для питься, находясь в полевых условиях? Какими источниками опасно или вредно пользоваться?
9. Какие геологические задачи решают при помощи бурения?
10. Представьте себя редактором научно-популярного журнала о геологии. Вам нужно выбрать для статьи 5 интересных геологических объектов. Какие объекты Вы бы выбрали? В чем заключается их уникальность?

Вопросы для 8-9 классов

1. Почему один минерал может образовывать кристаллы и агрегаты разной формы? Как по форме можно определить условия образования? Приведите примеры. (вопрос от Минералогического музея имени А.Е.Ферсмана)
2. Месторождения каких полезных ископаемых приурочены к кристаллическому фундаменту? С какими породами они связаны? Приведите примеры месторождений.
3. В процессе движения литосферных плит постоянно менялась форма материков, их количество и расположение. Как эти изменения могут влиять на глобальный климат Земли?
4. Как геологи выделяют различные геологические границы? Как можно проследить геологическую границу на глубине?
5. Считается, что на сегодняшний день Мировой океан изучен на 4-5%. Что известно о геологии океанов сейчас? Какую информацию еще предстоит получить?
6. И.А.Ефремов - создатель науки о закономерностях процессов захоронения ископаемых останков - тафономии. Какие условия необходимы для сохранения ископаемых останков в течение миллионов лет? Какую информацию может получить геолог при их изучении? Приведите примеры.
7. Какую роль играли различные живые организмы на разных стадиях формирования горючих полезных ископаемых?
8. В настоящее время для питьевых нужд используются подземные и поверхностные воды. Какую воду стали бы использовать Вы? Обоснуйте свой выбор. Какой способ наносит больший вред окружающей среде?
9. Какие геологические задачи решают при помощи бурения? Чем при этом различаются виды бурения?
10. Представьте, что Вам необходимо составить атлас с описанием уникальных геологических объектов. Какие 5 объектов Вы бы туда обязательно включили? Какое у них геологическое строение и в чём заключается их уникальность?

Вопросы для 10-11 классов

1. Почему один минерал может образовывать кристаллы и агрегаты разной формы? Как по форме можно определить условия образования? Приведите примеры. (вопрос от Минералогического музея имени А.Е.Ферсмана)
2. Месторождения каких полезных ископаемых приурочены к кристаллическому фундаменту? С какими породами они связаны? Приведите примеры месторождений.
3. В процессе движения литосферных плит постоянно менялась форма материков, их количество и расположение. Как эти изменения могут влиять на глобальный климат Земли? 4. Как геологи выделяют различные геологические границы? Как можно проследить геологическую границу на глубине?
5. Считается, что на сегодняшний день Мировой океан изучен на 4-5%. Что известно о геологии океанов сейчас? Какую информацию еще предстоит получить и какими методами это можно сделать?
6. И.А.Ефремов - создатель науки о закономерностях процессов захоронения ископаемых останков - тафономии. Какие условия необходимы для сохранения ископаемых останков в течение миллионов лет? Какую информацию может получить геолог при их изучении? Приведите примеры.
7. Какую роль играли различные живые организмы на разных стадиях формирования горючих полезных ископаемых? Какие организмы помогают реконструировать условия формирования этих месторождений?
8. В настоящее время для питьевых нужд используются подземные и поверхностные воды. Какую воду стали бы использовать Вы? Обоснуйте свой выбор. Какой способ наносит больший вред окружающей среде?
9. Какие геологические задачи решают при помощи бурения? Чем при этом различаются виды бурения?
10. Представьте, что Вам необходимо составить атлас с описанием уникальных геологических объектов. Какие 5 объектов Вы бы туда обязательно включили? Какое у них геологическое строение и в чем заключается их уникальность?

Палеонтологический поток (ответить нужно на все вопросы)

Вопросы для 1-5 классов

1. Какие животные могли быть врагами динозавров - нападать и поедать их?
2. Ракоскорпионы. Расскажите все, что вы знаете об этих древних животных: время существования, образ жизни и тому подобное. Зарисуйте ракоскорпиона.
3. Собираетесь ли вы стать палеонтологом? Что нужно знать и уметь для этого?
4. Какой период в истории нашей планеты тебе кажется наиболее важным, интересным? Подробно напиши - почему?
5. Кто такие зверозубые? Подробно расскажите о них, зарисуйте.

Вопросы для 6-7 классов

1. Расскажите о крупнейших наземных млекопитающих хищниках. К какой группе принадлежали; где и когда обитали; как и на кого охотились?
2. Трилобиты. Расскажите все, что вы знаете об этих древних животных - время и условия существования, образ жизни и т.п.
3. В чем заключается преимущество костистых рыб, которое позволило им стать доминирующей группой рыб.
4. Меловой период. Что вы можете рассказать о живой и не живой природе этого периода? Назовите наиболее характерные эволюционные события, и их последствия.
5. Короткомордый медведь. Расскажите об этом удивительном представителе семейства медведей. Чем он так сильно отличался от привычного нам бурого медведя?

Вопросы для 8-9 классов

1. Искусственная систематика. Опишите условия и принципы применения в палеонтологии.
2. В чем разница между мастодонтами и мамонтами? Что позволяло им сосуществовать на протяжении долгого времени?
3. Какие условия ограничивают максимальный размер животных? Одинаковы ли они для разных групп?
4. Пермский период. Что вы можете рассказать о живой и не живой природе этого периода? Назовите наиболее характерные эволюционные события, и их последствия.
5. Морфофункциональный анализ и его применение в палеонтологии.

Вопросы для 10-11 классов

1. Эволюционная радиация. Дайте объяснение этого термина, приведите пример.
2. Первым представителем рода Homo формально считается Homo habilis. Согласны ли вы с этим? Где по вашему мнению, должна проходить граница между человеком и его предком. Какие признаки здесь можно и нужно учитывать?
3. Что обозначает термин Архетип в палеонтологии? Приведите реальный пример.
4. Расскажите о восстановлении наземных экосистем в начале палеогена. Какие характерные эволюционные процессы проходили в то время?
5. Девонский период. Что вы можете рассказать о живой и не живой природе этого периода? Назовите наиболее характерные эволюционные события, и их последствия.

 

<-- На главную